Неосознаваемая аудиопсихокоррекция
MindPlayer - ПОХУДЕЙ MindPlayer - ПРОИГРЫВАТЕЛЬ МЫСЛЕЙ
Неосознаваемая аудиопсихокоррекция

Неосознаваемая аудиопсихокоррекция

Сотрудники НИИ психотехнологий им. Смирнова И.В., с 1973 года занимаются разработками в области изыскания способов воздействия на неосознаваемые сферы психики человека.


По сути, все имеющиеся подходы в психологии и психотерапии имеют одну цель: донести психокорректирующую информацию до подсознания минуя критикующую функцию сознания.
Визуально это можно представить так: подсознание как король не знающий, что твориться в его королевстве сидит в замке за крепостными стенами со стражниками, т.е. сознанием. А представители всех подходов и направлений стремятся найти брешь в крепостной стене и донести свою челобитную до короля. Но в каждой крепости есть ворота, и тот, кто имеет ключ от них, получает широкие возможности.

Наибольшие перспективы как направление исследований психического имеет направление, использующее методы неосознаваемого предъявления тестирующей информации. Широко известны в этой области работы Э.А.Костандова, N.Dixon, H.Shevrin, ассоциативный эксперимент Вундта, сопряжённая моторная методика Лурия, обратное маскирование, 25 кадр Фишера, дихотическое предъявление, тахистоскопическое воздействие и многое другое было посвящено одной цели – научиться измерять психические процессы и сделать изучаемым то, что ранее было доступно только пассивному наблюдению. Что касается неосознаваемых воздействий, например через акустический канал, то некоторые из них хорошо известны в психофизиологии. К их числу можно отнести дихотический ввод, когда в одно ухо тихо подают внушаемые директивы, а в другое – громкие операторские инструкции или музыку. Однако произвольное переключение локуса внимания позволяет человеку полностью осознать внушаемую информацию и воспротивиться ей. Ничего подобного принципу обратного маскирования в акустическом диапазоне невозможно. Но, проведя многочисленные исследования в этой области, стало ясно, что возможно кодирование речи не во временной части, но в пространственной. Иначе говоря, эффективным оказалось «выворачивание наизнанку» спектра речевого сигнала.

ОПИСАНИЕ МЕТОДА

Неосознаваемая аудиопсихокоррекция – коррекция состояния и поведения человека с помощью вербальных (словесных) средств с использованием ключевых суггестивных (внушающих) семантических (смысловых) посылок предъявляемых в неосознаваемом режиме. Преобразователь речевого спектра (ПРС), посредством которого осуществляется преобразование фабулы внушения в неосознаваемый вид, с гибкой системой модификации характеристик (глубина модуляции, ширина полосы пропускания звукового сигнала), представляет собой математический аппарат, способный видоизменять звуковой сигнал (спектральная инверсия) таким образом, что в преобразованной форме представляет собой подобие «белого шума». Получившаяся композиция записывается на компакт-диск для последующего прослушивания заказчиком путем воспроизведения через CD-плеер или музыкальный центр. При этом смысловое содержание фабулы не осознается, однако содержащаяся в ней информация включается в семантический тезаурус субъекта и воспринимается им, как собственная мысль.

Например, так выглядит слово «покой»(см.рис. выше). Наверху справа вы видите спектрограмму этого слова. После применения программы кодирования, осуществляющей спектральную инверсию аудиосигнала, его форма и спектр будут такими как на втором рисунке. Субъективно звучание инвертированного слова будет напоминать шум. Обратное преобразование позволяет декодировать из этого шума исходный сигнал.

Таким образом, мы получаем простейшую возможность через акустический канал что-либо внушать человеку без изменения состояния его сознания с помощью гипноза и иных методов. Групповые эксперименты были поставлены впервые в 1984 г. Основной целью исследования являлось изучение возможности управления функциональным состоянием и поведением группы здоровых людей путём воздействия неосознаваемой суггестивной информацией, маскированной конкретным режимом спектральной инверсии. Для достижения этой цели решались следующие задачи:

1. Исследование возможности экстренно модулировать поведение группы людей. Эта задача подразумевает немедленное, реализуемое в пределах нескольких секунд, суггестивное влияние на какой-либо поведенческий акт, осуществляемый независимо от контекста среды - выбрать что-либо из множества: (купить или не купить, - купить много или мало и т.п.).

2. Неосознаваемое создание суггестивной парадигмы с неосознаваемой её актуализацией. Эта задача включает возможность более длительного, в пределах десятков минут, управления поведением. Если таким путем возможно создавать суггестивную парадигму, она в течение длительного времени будет модулировать поведение группы людей в ситуациях многократного свободного выбора на фоне действия экстренной неосознаваемой посылки. Например, при задании произвольно произносить числа ожидалось статистически значимое предпочтение тех чисел, которые внушались при создании парадигмы, или, в нашей постановке эксперимента, - статистически большие совпадения «свободного» выбора экстренно внушаемого числа с числом парадигмы. Практическое значение такой задачи означает возможность существенно влиять на поведение группы людей в экстремальной ситуации.

3. Исследование влияния неосознаваемых суггестий на субъективное состояние членов экспериментальной группы. Эта задача имеет большое значение для фундаментальных изысканий в области неосознаваемого внушения. Исходя из возможного влияния на результаты эксперимента контекстовых факторов (инструкции для испытуемых, общей обстановки проведения исследования, степени осведомлённости и личного отношения экспериментатора и мн.др.), эксперимент был проведен при условии полного отсутствия осознаваемых предпосылок, определяющих детерминируемый выбор из множества. Эксперимент легендировался как задание, направленное на изучение точности восприятия. При решении первой задачи эксперимент был построен следующим образом. Испытуемым на неосознаваемом уровне предъявляется команда выбрать одну из цифр в интервале от 0 до 9. Время экспозиции неосознаваемого внушения выбора определённой цифры - 15 сек. Затем, в течение 5 сек, предъявляется акустическая посылка, представляющая собой смесь шума, звукового тона и очень тихого бессмысленного речеподобного сигнала. Согласно инструкции, эта посылка содержит зашумлённую цифру. Испытуемый должен распознать якобы предъявляемую цифру и зафиксировать свой ответ. Далее указанная последовательность повторяется. Предполагалось, что ответ испытуемого в описанной экспериментальной ситуации должен модулироваться неосознаваемым внушением.

Всего на протяжении одной процедуры каждому испытуемому на неосознаваемом уровне предъявлялось 100 цифр, каждая по 10 раз, причём цифры чередовались в случайном порядке, определённом по таблице случайных чисел. При решении второй задачи, перед описанной выше процедурой испытуемому несколько раз на осознаваемом уровне предъявлялась одно число – «4»; это предъявление легендировалось как тренировочная демонстрация для ознакомления испытуемых с акустическими характеристиками экспериментальной процедуры. Предполагалось, что в случае возникновения у испытуемых неосознаваемой установки на цифру «4» эта установка проявится в условиях вынужденного выбора.

При решении третьей задачи до и после каждой процедуры испытуемые заполняли бланк опросника, направленного на изучения ситуативной тревожности (тест Спилбергера). В начале и в конце процедуры испытуемые в виде шумовой паузы заслушивали неосознаваемые внушения, направленные на модуляцию состояния в сторону увеличения или уменьшения напряжённости и тревоги. Идентичные экспериментальные задания были записаны на разных сторонах аудиокассеты, с тем отличием, что на одной стороне суггестия была направлена на увеличение, а с другой - на уменьшение тревоги. При неоднократном проведении процедур на одном и том же контингенте стороны кассеты должны были чередоваться.

Поскольку интересующим нас в исследовании явлением было наличие фактов совпадения или несовпадения называемых испытуемым цифр с цифрами, задаваемыми в неосознаваемых суггестиях, то для обработки естественно было воспользоваться биномиальным критерием хи-квадрат. При полностью случайном выборе испытуемым одной цифры из десяти априорная вероятность совпадения называемой и внушаемой цифр равна 0,1. Соответственно при случайном выборе в 100 случаях количество совпадений должно незначимо отличаться от 10 (нулевая гипотеза). Однако психологическая структура эксперимента сложнее. Очевидным является тот факт, что, помимо вводимых нами суггестий, на выбор испытуемыми цифры влияет предпочитаемость ими того или иного ответа, осознанные установки, сформировавшиеся в ходе эксперимента (чаще всего - давать ответ «0», если возникли затруднения с выбором) - все это приводит к существенной асимметрии распределения выбираемых цифр. В этом случае логично использовать многозначный биноминальный критерий, учитывающий как количество совпадений по каждой цифре, так и частоту её появления в ответах испытуемого. В случае анализа результатов с точки зрения второй задачи осуществлялся расчет двузначного биномиального критерия для каждой цифры в отдельности, также с учётом частоты её присутствия в ответах испытуемого. Поскольку число степеней свободы при двузначном критерии равно 1, то граничным значением, позволяющим отвергнуть нулевую гипотезу о случайном совпадении, является 3.841 для вероятности ошибки 0.05 и 6.635 для вероятности ошибки 0.01. На основании этих же критериев можно определить вероятность случайного выбора испытуемыми ответов (нулевая гипотеза) в совокупности по всем цифрам. В этом случае используется многозначный биномиальный критерий, число степеней свободы для 10 вариантов ответа равно 9. Граничное значение критерия хи-квадрат, позволяющее отвергнуть нулевую гипотезу - 16.919 для вероятности ошибки 0.05 и 21.666 для вероятности ошибки 0.01. Рассчитанное апостериорное значение критерия равно 442.60.

Рассматривая полученные результаты с точки зрения поставленных в исследовании задач, можно утверждать, что выбор испытуемыми цифр в эксперименте является неслучайным и достоверно, с очень высоким уровнем значимости, зависит от неосознаваемых суггестий. Таким образом, сформулированное нами в задаче 1 предположение о возможности экстренной неосознаваемой модуляции поведения с помощью разработанных нами методов бесспорно подтверждается результатами проведённого исследования.

Гипотеза, выдвинутая в задаче 2, о возможности неосознаваемого создания поведенческой установки, которая проявляется при неосознаваемом же предъявлении связанной с ней информации, также подтверждена: статистически наибольшее количество совпадений наблюдается для цифры «4», установка на которую неосознаваемо формировалась у испытуемых в предварительных стадиях процедуры обследования. Уровень достоверности этого результата также весьма высок.

Результаты обработки отдельных испытуемых достаточно разнородны. Есть люди, вообще не давшие достоверных результатов, хотя таковых немного, а есть испытуемые, совпадение ответов с суггестиями у которых достигало 35%. Действительно, при многократных экспертных экспериментах было замечено, что такие фабулы вызывают заметные изменения состояния и поведения уже через 15-20 минут воздействия. Варианты фабул, включающих позитивное модулирование состояния и поведения, требовали для получения сколько-нибудь заметных изменений в 3-5 раз большего времени воздействия и, кроме того, для некоторых субъектов были малоэффективными.

Важно отметить то, что любой вариант индивидуализации как негативных, так и позитивных фабул, от включения развёрнутого индивидуально значимого сценария до использования хотя бы имени субъекта, приводил к резкому возрастанию эффективности и негативных, и позитивных фабул.

Использование индивидуально-ориентированных фабул в режиме аутосуггестии позволило не только создавать высокоэффективные фабулы, близкие по целевому назначению к распространяемым в США программам «подпорогового мультипрограммирования», но и достигать значительно большей, по сравнению с этими программами, психокоррекционной эффективности (по оценкам американских экспертов).

Мы накопили достаточный опыт построения суггестивных фабул для психокоррекции функционального состояния здоровых (например, группа женщин из спортивного клуба «Метелица» во время трансантарктического лыжного перехода 1987 г., мобилизация спортсменов клуба профессиональных боксеров 2004 г. и т.п.) и больных с различными психическими, психосоматическими и пограничными расстройствами, некоторый опыт психокоррекции детей-инвалидов с детским церебральным параличом и задержками умственного развития. Имеются единичные и исключительно эффективные случаи купирования инкурабельного болевого синдрома у умирающих больных; а также множество случаев высокоэффективного использования индивидуально ориентированных фабул при самых различных психологических проблемах.

Эффективность метода зависит от адекватности составленной формулы внушения. Как оказалось язык прямого общения с подсознанием в чем-то схож с некоторыми элементами других психотерапевтических подходов (например, запрет на отрицательные частицы), но во многом кардинально иной.

Понятно, что метод неосознаваемой аудиокоррекции не является панацеей и клинический эффект метода повышается при дополнительном психокоррекционном или психотерапевтическом сопровождении, но по многим клиническим случаям наблюдалась высокая результативность и при использовании исключительно данного метода.

Прослушивание особенно показано в случаях, когда прием психофармакологических средств исключен.

Многое зависит от соблюдения режима прослушивания. Прослушивание осуществляется в следующих режимах:

1 режим. Прослушивание в период ночного сна (автореверс), а также в период бодрствования (в среднем 12-17 часов).

2 режим. Прослушивание в течение 1-2 часов в вечернее время, перед сном.

3 режим. Прослушивание в период психоэмоционального напряжения, стресса, либо в период 1-2 часов после стрессогенного эпизода. Таким образом, выраженное корректирующее воздействие суггестивных фабул в неосознаваемом режиме восприятия на состояние человека проявляется уже в первые дни прослушивания и выражается в улучшении психоэмоционального состояния личности, снижении выраженности и интенсивности (вплоть до полного исчезновения) состояний страха, тревоги, депрессии. Повышается стрессоустойчивость человека, значительно снижается уровень психологической зависимости к наркотикам и алкоголю.

Необходимо отметить, что прослушивание индивидуальной фабулы составленной для конкретного человека противопоказано другим лицам, также происходит потеря клинического эффекта при перезаписи индивидуальных фабул на другие акустические носители.

Hosted by uCoz